\Проход по ссылкам навигации\О нас\История На главнуюНаписать письмоКарта сайта
История
Авторизация
 
  Пользователь:
 
  Пароль:
 
 
     9 марта 1895 г. управляющим учебным отделом Министерства путей сообщения Евгением Степановичем Волковым было подписано письмо на имя Приамурского генерал-губернатора П.Ф. Унтербергера. Вот его содержание:
    
«Милостивый Государь Павел Федорович!
     Управляющим Министерства путей сообщения сделано распоряжение об открытии с начала наступающего 1895-96 учебного года в г. Хабаровске нового технического железнодорожного училища ведомства путей сообщения на основании Высочайше утвержденного 7 апреля 1886 г. положения о таких училищах…
     Извещая об изложенном, имею честь обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбой не отказать в Вашем просвещенном содействии и покровительстве означенному новому учреждению, на которое Министерство путей сообщения возлагает большие надежды в деле подготовления второстепенных техников для службы на сооружаемой ныне Сибирской железной дороге.
     Прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в совершенном моем к Вам почтении».

     Сообщение по поводу открытия в Хабаровске первого профессионального технического училища было с восторгом встречено местной общественностью. На состоявшемся 16 марта 1895 г. заседании городской Думы было принято специальное постановление: «Поручить городскому голове засвидетельствовать пред главным начальником края искреннюю радость города по поводу приятного известия об открытии осенью сего года в г. Хабаровске технического железнодорожного училища».
    
     Сложные и тяжелые заботы по созданию практически на голом месте учебного заведения выпали на плечи его первого директора Николая Николаевича Окулова. Выпускник Императорского Московского технического училища, 35 лет от роду, он горячо взялся за дело.
    
     Торжественное открытие училища состоялось 6 октября 1895 г. в присутствии исполнявшего делами начальника Приамурского края генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гродекова и многочисленных гостей.
    
     В первый год существования училища штат преподавателей был небольшим: вместе с врачом всего 7 человек. Учебный год начали 16 юношей в возрасте от 14 до 17 лет православного вероисповедания.
    
     Значительным событием явилось посещение в сентябре 1896 г. училища Министром путей сообщения М.И. Хилковым, который совершил ознакомительную поездку на строительство Уссурийской железной дороги.
    
     Училище являлось открытым учебным заведением и имело целью подготовку техников для железнодорожной службы эксплуатации, а именно: машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа и др. Учебный год был установлен на три года теоретического обучения с последующей двухлетней железнодорожной практикой. Лицам, успешно выдержавшим эту практику, а также испытания в особой комиссии, выдавались аттестаты, дающие преимущественное право перед другими на занятие должности младших инженеров.
    
     Утвержденные Министром путей сообщения учебный план и программы включали преподавание следующих предметов: Закон Божий, арифметика, геометрия и землемерие, физика и телеграфия, начала общей механики и механика прикладная, начала оснований строительного искусства, железнодорожное дело, упражнения с помощью счетной линейки, русских счетов и счетоводство, упражнения на телеграфном аппарате, паровая механика и учение о паровозе, обработка металлов и дерева, каллиграфия и чистописание, начальное черчение, черчение по строительному искусству и железнодорожному делу, черчение по прикладной механике, черчение частей паровоза, черчение ситуационное, столярное, слесарное и кузнечное ремесло, пение и гимнастика, летняя практика по плотничному ремеслу, строительному искусству, землемерию и ремонту железнодорожного пути.
    
     Прием желающих поступить в училище производился исключительно в первый класс юношей в возрасте от 14 до 18 лет, принадлежащих русскому подданству. Для поступления требовалось представить свидетельство или аттестат об окончании полного курса учения в двухклассных сельских, уездных или городских (по положению 1872 г.) училищах Министерства народного просвещения или в двухклассных церковно-приходских училищах и выдержать проверочные испытания по русскому языку и арифметике в объеме программ, утвержденных для двухклассного сельского училища Министерством народного просвещения.
    
     Установленная плата за обучение составляла в год 10 руб. и вносилась в два этапа, вперед за полугодие. Плата за стол и проживание в общежитии взималась в зависимости от существовавших в то время цен на продукты питания в г. Хабаровске.
    
   
Хабаровское техническое железнодорожное училище

     22 июня 1897 г. состоялась торжественная закладка здания училища на участке, безвозмездно выделенном городской Думой. В этой церемонии приняли участие высокопоставленные гости: Приамурский генерал-губернатор Сергей Михайлович Духовской, его помощник Николай Иванович Гродеков и начальник девятого участка строительства Северо-Уссурийской железной дороги Николай Федорович Дормидонтов, которые заложили первый камень в цоколь строящегося здания.
    
     С переходом училища в собственное здание значительно улучшились условия для организации учебного процесса и проживания учащихся. В одном дворе с училищем было построено одноэтажное общежитие. При общежитии имелся повар, который обслуживал учеников ежедневно обедом из двух блюд, ужином из одного блюда, а также чаем с белым хлебом 3 раза в день. Проживающие в общежитии ученики обеспечивались за казенный счет еженедельным посещением бани, а также постельным бельем.
    
     Необходимо подчеркнуть, что с момента основания училища содержанию обучения уделялось большое внимание. Для достижения лучшего усвоения учащимися пройденного курса в училище широко практиковалось изготовление моделей и пособий. А для придания наглядности преподавания был создан с помощью пожертвований Восточно-Амурской дороги и лесопильного завода музей учебных пособий.
    
     Следует отметить, что в разные годы в училище работали высококвалифицированные преподаватели, имевшие весьма приличную подготовку. Первые начальники училища – Николай Николаевич Окулов (1895-1900 г.), а затем сменивший его Петр Иванович Калугин (1900-1914 г.) – являлись инженерами-механиками, выпускниками Императорского Московского технического училища.
    
Николай Николаевич Окулов (1895-1900 г.)
Николай Николаевич Окулов
(1895-1900 г.)
Петр Иванович Калугин (1900-1914 г.)
Петр Иванович Калугин
(1900-1914 г.)

     Преподавателями математических дисциплин были выпускники Санкт-Петербургского университета Илья Алексеевич Джишкариани и Императорского Новороссийского университета Григорий Антонович Бутович, железнодорожное дело преподавал инженер-технолог, выпускник Харьковского технологического института, Константин Константинович Косцелецкий. Специальные дисциплины с 1 сентября 1903 г. вел Константин Петрович Окунев, окончивший курс наук в Санкт-Петербургском технологическом институте императора Николая II. С 1906 года до своей кончины в 1916 году курс паровой механики и черчения вел штатный преподаватель, инженер-технолог, выпускник технологического института, Григорий Иванович Александров.
    
     Продолжительное время проработали в училище заведующий мастерскими, выпускник Тульского технического железнодорожного училища, Иван Васильевич Бородицкий и врач Александр Андреевич Смирнов, выпускник Императорской военно-хирургической академии. И таких специалистов за всю историю училища было немало. Пожалуй, не многие средние профессиональные учебные заведения того времени обладали таким потенциалом кадрового состава. И это все закладывалось на далекой окраине России в конце XIX – начале XX века, несомненно, способствовало формированию профессионального образования в Приамурье.
     Хабаровское училище не было рассчитано на массовую подготовку кадров.
    
     К 1917 году училище внесло весомый вклад в подготовку кадров среднетехнического персонала для нужд железной дороги. Общее число специалистов, выпущенных с момента основания училища с выдачей установленных свидетельств об окончании 3-летнего курса, составило 316 человек. В том числе, получили аттестаты об окончании курса учения после обязательной двухгодичной практики 82 человека.
    
     Революционные потрясения, начавшиеся в 1917 г., а затем последовавшая гражданская война и военная интервенция больно ударили по старейшему профессиональному учебному заведению на Дальнем Востоке. В сложившейся ситуации правление Уссурийской железной дороги приняло в 1917 году решение о преобразовании училища в техникум, а позже, в августе 1923 г., учебное заведение преобразуется в Приамурский политехникум путей сообщения с двумя отделениями: механическим, ( для подготовки техников путей сообщения по службе тяги) и электротехническим (по технике слабых и сильных токов).
    
Преподавательский коллектив ШВТ (1944 г.)

     В 1926 г. Приамурский политехникум путей сообщения был переименован в Хабаровский механический техникум путей сообщения, а через четыре года вновь в политехникум НКПС, который с этим названием просуществовал до лета 1934 года. Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны от 19 июля 1934 г. и приказу Наркома путей сообщения техникум был преобразован в Хабаровскую школу военных техников (ШВТ ), просуществовавшую до 1953 г., а затем переименованную в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта МПС.
    
     В 2006 году в качестве факультета среднего профессионального образования техникум вошел в состав Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
    
     Старейшее учебное заведение Приамурья и сейчас имеет высокий рейтинг в профессиональной подготовке кадров, продолжает и приумножает традиции, заложенные старшим поколением преподавателей, сотрудников и учащихся еще в конце XIX века. Хабаровское техническое железнодорожное училище, которое стояло у истоков профессионального образования в регионе, способствовало созданию инженерной подготовки кадров в Приамурье.
    
Романов В.
профессор кафедры политической истории Хабаровского госпедуниверситета,
действительный член Академии социальных наук РФ

дата последнего изменения: 29.03.2016 12:31:54  
  Версия для печати
© Copyright 2006-2017 ДВГУПС ФСПО